"Конструктоша"
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются конструкторы «Альтернатива», которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются дошкольнику в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из конструктора «Альтернатива» позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микрогруппы.
Цель: познавательное развитие младших дошкольников через формирование интеллектуальных и практических компетенций в процессе первоначальных конструкторских умений на основе конструирования из кубиков конструктора «Альтернатива».
Программа реализуется на основе конструктора «Альтернатива» через формы организации конструирование по образцу, по условиям, по замыслу.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по условиям заключается в том, что задачи выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность.
Конструирование по замыслу – возможность развертывания творчества и проявления самостоятельности: дети сами решают, что и как будут конструировать. Позволяет творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник знает:
− основные детали (кирпичик большой, поменьше, маленький);
− основные приемы конструирования;
− правила безопасного поведения с конструктором «Альтернатива».
Воспитанник умеет:
− соединять детали конструктора «Альтернатива»;
− изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
− обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
Воспитанник имеет представление о простейшем анализе созданных построек; о вариантах создания вариантов конструкций, при добавлении других деталей.
Программа занятий
Режим занятий: во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут.
Месяц |
№ |
Тема |
Задачи |
Октябрь |
1 |
Знакомство с кабинетом «КОНСТРУКТОША» |
- познакомить с конструктором «Альтернатива» (кирпичик, кубик); - закреплять знания цвета и формы; - знакомство с правилами безопасного поведения при работе с деталями конструктора «Альтернатива». |
2 |
Ворота для заборчика |
- учить устанавливать простейшую конструкцию ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. |
|
3 |
Пирамидка |
- учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору. |
|
4 |
Башенка |
- учить строить простейшие постройки; - формировать бережное отношение к конструктору. |
|
Ноябрь |
5 |
Здравствуй, лес! |
- познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу; - учить различать деревья; - учить строить деревья из конструктора. |
6 |
Мы в лесу построим дом |
- развивать творческое воображение; - учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца); - учить строить дом из конструктора «Альтернатива». |
|
7 |
Разные домики |
- закреплять умение строить домики |
|
8 |
Конструирование по замыслу |
- закреплять полученные навыки; - учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Декабрь |
9 |
Утята в озере |
- учить внимательно слушать стихотворение; - учить строить утят из конструктора. |
10 |
Петушок |
- рассказать о частях тела петушка; - учить строить петушка из конструктора. |
|
11 |
Мостик через речку |
- учить строить мостик, точно соединять строительные детали. |
|
12 |
Конструирование по замыслу |
- закреплять полученные навыки; - учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Январь |
13 |
Лесенка |
- учить строить лесенку из конструктора |
14 |
Диван |
- учить строить мебель; - запоминать название предметов мебели |
|
15 |
Елочка |
- учить строить елочку из конструктора |
|
16 |
Нарядная елочка |
- учить строить нарядную елочку из конструктора |
|
Февраль |
17 |
Грузовая машина |
- учить создавать простейшую модель грузовой машины |
18 |
Машина с прицепом |
- учить строить машину с прицепом; - развивать навыки конструирования. |
|
19 |
Наши защитники |
- учить конструировать фигуру мальчика |
|
20 |
Конструирование по замыслу |
- закреплять полученные навыки; - учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Март |
21 |
Животные в зоопарке |
- рассказать о зоопарке; - учить строить слона. |
22 |
Вольер для тигров и львов |
- учить всех строить одну поделку |
|
23 |
Крокодил |
- продолжать знакомить с зоопарком; учить строить крокодила. |
|
24 |
Конструирование по замыслу |
- закреплять полученные навыки; - учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Апрель |
25 |
Ракета |
- рассказать о космосе; - учить строить ракету. |
26 |
Самолет |
- учить строить самолет |
|
27 |
Парусник |
- учить строить парусник; - запоминать название предметов мебели |
|
28 |
Конструирование по замыслу |
- закреплять полученные навыки; - учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Май |
29 |
Бабочка |
- учить конструировать бабочку |
30 |
Улитка |
- учить строить улитку; - воспитывать добрые отношения; |
|
31 |
Цветок |
- учить конструировать цветок |
|
32 |
Мониторинг |
- определить результативность освоения программы |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»