"Хрустальный башмачок" (3-5 л.)
Программа направлена на развитие музыкальности, координационной выразительности и пластики, создание психологического комфорта и условий для самореализации, раскрытие творческого личного потенциала обучающихся.
Цель Программы: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
Образовательные:
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;
- умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, развитие музыкальной памяти;
- развитие умения ориентироваться в пространстве, ловкости, точности, координации движений;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений;
- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
- координация и укрепление опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к занятиям танцами путем создания положительного эмоционального настроя;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения (младшая группа):
- Дети знают назначение музыкального зала и правила поведения в нем.
- Умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу.
- Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку.
- Овладевают навыками ритмической ходьбы.
- Умеют хлопать и топать в такт музыки.
- Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
Второй год обучения (средняя группа):
Дети должны знать:
- Понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты и т.д.);
- Правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность);
- Понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале).
Дети должны уметь:
- Соблюдать позиции ног (I, II, VI невыворотные позиции);
- Различать музыкальный размер, темп;
- Воспринимать задания и замечания педагога;
- Запоминать последовательность движений в композиции;
- Запоминать последовательность танцевальных движений.
Программа занятий
Режим занятий: во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут для детей 3-4 лет; во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут для детей 4-5 лет.
Первый год обучения: 3-4 года
Месяц |
Тема занятий, содержание |
Задачи |
Музыкальный материал |
Часы |
Октябрь |
Вводное занятие |
1. Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях, правилах поведении. 2. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. |
«Вместе весело шагать» В. Шаинского «Паровоз» Ритова |
1 |
Октябрь |
Осенние дорожки 1-е занятие «Весёлый дождик» Ходьба одна нога на пятке, другая на носке. Разучивание танцевальной композиции «Тучка» 2-е занятие «Листопад» Подскоки. Боковой галоп правым и левым боком. Упражнения с листочками 3-е занятие «Прогулка по осенним дорожкам» Закрепление разученных танцевальных композиций |
1. Расширять знания детей о понятиях «танец», «ориентировка в пространстве», «ровная спина», «носик смотрит прямо». 2. Учить первичным навыкам «находить свое место в кругу», «двигаться в колонне и в рассыпную». 3. Побуждать детей выполнять движения с предметами (листочками) |
«Весёлые путешественники», «Любитель-рыболов» муз. Старокадомского, «Белочка» муз. Шаинского «Упражнение с листочками» муз. Носауленко «Тучка» муз.Д.Тухманова |
4 |
Ноябрь |
Танцующий дождик 1-е занятие «Танцующие дождинки Легкий бег, кружение, Танцевальный этюд «Дождинки» 2-е занятие «Разноцветные зонтики» Игровой стрейчинг «Солнышко и тучка» 3-е занятие «Весёлый зоопарк» Творческое задание: импровизации с передачей образов под стихотворение Маршака «Детки в клетке» 4-е занятие «В коробке с карандашами» Творческое задание импровизация под заданные мелодии |
1. Развивать чувство ритма и координацию движений. 2. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. 3. Учить детей слушать музыку, понимать ее настроение, характер и передавать их танцевальными движениями. |
«Тучка» муз. Д.Тухманова «Солнышко и дождик» муз. М.Раухвергера «Зверобика», «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева «Игра с зонтиком» муз. М. Минкова «В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова «Пингвины» муз. В . Купревича, сл. А.Горохова |
4 |
Декабрь |
Новогодний хоровод 1-е занятие «Зимняя сказка» Подведение детей к пластической импровизации в движения во время инсценирования знакомых сказок под музыку. 2-е занятие «Танцующие снежинки» Усложнение техники танца. Работа над композицией. «Снежинки» (повороты вокруг себя, приседания, полуприседания) 3-е занятие «Медвежата в гостях у Деда Мороза Разучивание элементов народного танца - хлопки, шаг с притопом. 4-е занятие "Хлопушки на ёлочке" Разучивание парных круговых плясок. Инсценирование игровых песен |
1. Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. 2. Развивать первоначальные навыки координации движений. 3. Научить передавать заданный образ. |
«Снежинки» муз. Г. Гладкова «Зимняя пляска» муз. Старокадомского «Плющевый мишка» Муз. Кравцовича «Зимний балет» муз. Куликовой |
4 |
Январь |
Зимние истории 1-е занятие «Снеговик ищет друзей» Игровой стрейчинг «Лепим снеговика» 2-е занятие «В гостях у Зимушки» Побуждение к исполнению знакомых плясок, игр, хороводов 3-е занятие «Зимние забавы» Муз.-ритм., игровые движения на основе двухчастной контрастной музыки: бег или ходьба, с окончанием музыки замереть в образе ледяной фигуры. 4-е занятие «Заюшкина избушка» Импровизация под музыкальные пьесы игрового характера «Лисица сердится», «Трусливый заяц». |
Продолжать развивать исполнительское умение в танцах, чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, ее эмоционально-образное содержание. |
Упражнение «Мы-снеговики», Мы-зайчики» муз. К.Вебера «Игра в снежки» Р.н.м «Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского Пластические этюды на музыку Ю. Забутова «Лисица сердится», «Храбрый заяц». |
4 |
Февраль |
Русские узоры 1-е занятие «Матрёшка в гостях у ребят» Разучивание круговых и парных танцевальных движений 2-е занятие «Самовар» Музык.-коммуникативные игры с предметами (блинчики, снежки) 3-е занятие «Мы-солдаты» Упражнение на разные виды основных движений с перестроениями 4-е занятие «Масленница» Повторение знакомых танцев |
1. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение через движения с сюжетным наполнением танца. 2. Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки», «умывается», «ползает», «виляет хвостиком», «болтает ножками». 3. Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы. 4. Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленькие и наоборот, не держась за руки. |
«Матрёшки» муз. З Левиной «Пых, пых , самовар» муз. Д. Тухманова Упражнение с лентами «Мы-солдаты» муз. Ю. Слонова |
4 |
Март |
Игрушки 1-е занятие «Мы пойдём сегодня в лес, полный сказочных чудес» комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес» 2-е занятие «Птичий двор» Разучивание танцевальной композиции «Птичий двор» 3-е занятие «Цыплята в гостях у ребят» Разучивание танцевальной композиции «Цыплята и курочка» 4–е занятие «Поиграем, потанцуем» Закрепление танцевальных композиций «Птичий двор» и «Цыплята и курочка» |
1. Развивать внимание 2. Развивать координацию движений 3. Развивать зрительную и слуховую память 4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов |
«Веселые путешественники» Старокадомкого М., медвежонок В. Кривцова, «Куклы – неваляшки» З. Левиной, «Лошадка», «Плюшевый медвежонок» В. кравцович, «Цыплята» азерб. н.м., «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргского, «Птичий двор», итал. мел. |
4 |
Апрель |
Танцуй веселей 1 занятие «Топотушки» Постановка корпуса Позиции ног: I-я, VI-я Подготовка к изучению позиций рук (этюд «Воздушный шар») 2-е занятие «Топни ножка» Разучивание танцевальной композиции «Топни, ножка моя» 3-е занятие «Танцующие человечки» отработка элементов - поочередное выставление ноги на пятку, - поочередное выставление ноги на носок, - пружинки, - притопывание одной ногой, - притопывание двумя ногами 4–е занятие «Весёлые платочки» Закрепление танцевальной композиции «Топни, ножка моя» |
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины. 2. Формировать правильную осанку и координацию движений. 3. Разучивать танцевальные элементы: - поочередное выставление ноги на пятку, - поочередное выставление ноги на носок, - пружинки, - полочка, - полуприсядка (для мальчиков) - притопывание одной ногой, - притопывание двумя ногами 4. Подготовить детей к изучению этюдов, танцев с предметами (платочки). |
«Рыболов» М. Старокадомского «Топни, ножка моя» «Разноцветная игра» «Танцуйте сидя» Б. Савельева |
4 |
Май |
Песенка о лете 1 занятие «Есть у солнышка друзья» комплекс игровой ритмики «Солнышки» 2-е занятие «Будем дружить» Разучивание танцевальной композиции «Поссорились-помирились» 3-е занятие «Путешествие в лето» Закрепление танцевальных композиций «Топни, ножка моя», «Поссорились-помирились» |
1. Учить детей ориентироваться в пространстве (соблюдать интервалы, находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары). 2. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой. 3. Развивать память, актерское мастерство |
«Танцуйте сидя», «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Тучка» Ж. Колмогоровой, «Поссорились-помирились» Вилькорейской |
3 |
Май |
Итоговое занятие |
Выявить уровень развития ритмического слуха, эмоциональной выразительности на музыку. |
Знакомые композиции, этюды «Ручейки и цветы», «Пчёлки и цветы». |
Второй год обучения: 4-5 лет
Месяц |
Тема занятий |
Задачи |
Музыкальный материал |
Часы |
Октябрь |
Вводное занятие |
1. Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях, правилах поведении. 2. Выявить уровень развития ритмического слуха, эмоциональной выразительности на музыку. |
«Веселые грибочки» Г. Олифирова «Паровоз» Ритова |
1 |
Октябрь |
Осенние дорожки 1-е занятие «Прогулка по осенним дорожкам» Разучивание элементов танца «Осенние листочки», игровой этюд «Листопад» 2-е занятие «Листопад» Отработка движений танца «Осенние листочки» в парах, с использованием атрибутов (перчатки) паркетный экзерсис: («лягушки», «бабочки», «русалочка») 3-е занятие «Осеннее путешествие» Разучивание танца «Барбарики», игровое упражнение «Чей кружок быстрее соберётся» |
1. Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. 2. Развивать первоначальные навыки координации движений. 3. Научить передавать заданный образ. |
«Антошка» муз. В. Шаинского «Чей кружок скорее соберётся?» муз. Носауленко «Листик, листик, листопад» муз. С. Ранды «Барбарики» муз. Т. Залужной «В детском садике своем, дружно, весело живём» муз. А. Рыбникова |
4 |
Ноябрь |
Давайте жить дружно 1-е занятие «Дружные ребята» Отработка движений танца «Барбарики». Партерный экзерсис «лодочки», «кошечки» 2-е занятие «Кот и мышки» Разучивание движений к танцу «Ребята, давайте жить дружно». Игровой стрейчинг «Мышеловка» 3-е занятие «Весёлые пары» Создание условий для дружеских взаимоотношений в процессе исполнения коммуникативного танца «Найди себе пару», отработка бокового галопа 4-е занятие «Дружные пары» Работа над выразительными исполнениями знакомых танцевальных композиций |
1. Учить детей передавать в движениях предложенные образы. 2. Развивать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения. 4. Развивать ориентировку в пространстве. 5. Учить детей двигаться синхронно. |
«Барбарики», «Друзья»» муз. Т. Залужной «Найди себе пару» муз. Спадавеккиа «Кот Леопольд», «Хвост за хвост» Б. Савельева «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского |
4 |
Де-кабрь |
«Зимняя сказка» 1-е занятие «Путешествие в зимний лес» Разучивание танцевальной композиции «Раз, два, три!» Игровой стрейчинг «Новогодние превращения» 2-е занятие «Новогодние игрушки» Отработка движений танца Раз, два, три!» в парах. Игровые этюды «Новогодние чудеса» 3-е занятие «Здравствуй, ёлочка!» Работа над выразительным исполнением коммуникативного танца «Найди себе пару». Разучивание сольных танцев «Снеговики» ( для мальчиков), «Звёздочки» ( для девочек) 4-е занятие «В гостях у Деда Мороза» Сюжетно-игровое занятие - сюрприз |
1.Продолжать развивать исполнительское умение в танцах, чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, ее эмоционально-образное содержание. 2. Обучить детей основным ходам и движениям парного танца. 3.Учить танцевать в паре, следить за осанкой, поворотом головы на партнера, «играть» в ладоши ритмично. |
«Раз, два, три!» муз. А. Ермолова «Найди себе пару» муз. Спадавеккиа «Мы-снеговики» муз. М. Дунаевского «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова Игровое упражнение «Лепим ком большой» муз. Е. Обуховой , «Мы повесим шарики» |
4 |
Январь |
Зимние забавы 1-е занятие «Поможем Снеговику найти друзей» Отработка танцевальных композиций «Мы- Снеговики», «Барбарики» 2-е занятие «В гости к Зимушке» Разучивание танца «Горошинки цветные» в парах 3-е занятие «Льдинки-холодинки» разучивание элементов танца «Горошинки цветные» в рисунках. Змейка «Паровоз-букашка» Танцевально-игровая импровизация «Льдинки-холодинки» 4-е занятие Саночки, снежки и пляски» Повторение разученных танцевальных композиций Творческое задание «Зимние забавы» |
1.Продолжать учить перестраиваться из одного рисунка в другой. 2. Формировать правильное исполнение танцевальных шагов и умение ориентироваться в пространстве. 3. Развивать умение выполнять плясовые движения по показу и самостоятельно. 4. Способствовать развитию выносливости при исполнении движений в быстром темпе. |
«Барбарики» «Барбарики», «Друзья»» муз. Т. Залужной «Мы- снеговики» муз. М. Дунаевского Игровое упражнение «Лепим ком большой» муз. Е. Обуховой «Игра со снежками» муз. М.Картушиной «Паровоз букашка» муз. А. Ермолова «Саночки» муз. Филиппенко |
4 |
Фев-раль |
По морям- по волнам 1-е занятие «Мы-моряки» Разминка «Веселые путешественники» Дыхательная гимнастика «Петушок». Партерный экзерсис. Разучивание движений к танцу «Бескозырка белая». Танец-игра «Мы едем, плывём, летим…» 2-е занятие «Морское путешествие» Разминка «Кого мы встретим под водой Дыхательная гимнастика «Морской ветер» Партерный экзерсис Разучивание движений к танцу «Бескозырка» в рисунках. Игровая импровизация «По морям, по волнам…» 3-е занятие «На необитаемом острове» Разминка «Чунга-Чанга» Партерный экзерсис разучивание танца «Бескозырка» в парах 4-е занятие «На корабле» Разминка «На корабле» Игровой стрейтчинг «на палубе». Работать над выразительностью исполнения танца «Бескозырка» |
1.Познакомить детей с особенностями русского танца. 2.Развивать координацию, фантазию и воображение. 3.Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на другой. |
«Весёлые путешественники» М. Старокадомского, «Песенка Красной Шапочки» муз. А. Рыбникова «Песенка мамонтёнка», «Чунга-Чанга» муз. В. Шаинского «Бескозырка белая» муз. И. Галкина |
|
Март |
Игрушки 1-е занятие «Наши любимые игрушки» комплекс игровой ритмики 2-е занятие «Кукляндия» Разучивание танцевальной композиции «Лялечка» 3-е занятие «День рождения куклы Кати» Разучивание элементов танцевальной композиции «Лялечка»в парах 4–е занятие «Поиграем, потанцуем» Закрепление танцевальных композиций «Лялечка» и «Барбарики» |
1.Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку. 2.Повторить и закрепить пройденный материал. 3. Разучить новые танцевальные движения, комбинации, небольшие композиции. |
«Гномики» О. Попкова «Кукла» В. Шаинского «Мячик» М.Минкова «Барбарики», «Лялечка» В. Осошник |
4 |
Апрель |
Танцуй веселей 1-е занятие «Кукольный театр» Отработка сольных партий в танце «Лялечка» 2-е занятие «Варись, кашка» Разучивание танцевальной композиции «Поварята» 3-е занятие «Танцующие человечки» отработка элементов танца «Поварята», разучивание танцевальной композиции «Весёлые человечки» 4–е занятие «Весёлые пары» Закрепление танцевальных композиций «Весёлые человечки», «Поварята». |
1. Разучить новые танцевальные движения, комбинации, небольшие композиции. 2. Повторить и закрепить пройденный материал. 3. Развивать координацию движений. 4. Развивать зрительную и слуховую память. |
«Лялечка» В. Осошник «Поварята» Е. Шашина «Весёлые человечки» Т. Залужной |
4 |
Май |
Песенка о лете 1-е занятие «Есть у солнышка друзья» Комплекс игровой ритмики «Песенка о лете»» 2-е занятие «В поисках волшебных цветов» Разучивание танцевальной композиции «Волшебный цветок» 3-е занятие «Путешествие в лето» Закрепление танцевальных композиций «Тучка», «Волшебный цветок», «Лялечка» |
1. Повторить и закрепить пройденный материал. 2. Разучить новые танцевальные движения, комбинации, небольшие композиции. |
«Лялечка» В. Осошника «Волшебный цветок» Ю. Чичкова «Песенка о лете» Ю. Чичкова |
3 |
Май |
Итоговое занятие |
Выявить уровень развития ритмического слуха, эмоциональной выразительности на музыку. |
Знакомые композиции, этюды «Травка растёт», «Жуки», «Лягушки и цапля» |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»