"Сказка на ладошке"
Программа направлена на развитие речи детей 2-3 лет посредством русских народных сказок, театрально-игровой деятельности.
За основу построения Программы использованы карточки «Звукоподражания для малышей» из серии «Ушки на макушке», а также русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок».
При проведении занятий используются пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, упражнения на звукоподражание, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев.
Цель: создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок, театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать речевое дыхание в процессе произношения текста.
- Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно.
- Учить детей запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказок.
- Закреплять знание сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
- Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.
- Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать интонационную выразительность речи детей, умение имитировать движения персонажей.
- Побуждать детей к активному участию в театрально-игровой деятельности; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев.
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам, театрально-игровой деятельности.
К концу обучения дети должны уметь:
- произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно;
- узнавать по отрывку сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказок;
- инсценировать отрывки их сказок.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
- умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
- обогащение словаря;
- умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Программа занятий
Месяц |
№ |
Тема, содержание |
Цели |
Октябрь |
1 |
«В гостях у сказки «Курочка Ряба»» Дыхательная гимнастика «Пузырьки» Упражнение на звукоподражание «Ко-ко-ко» Сказка «Курочка Ряба» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Учить детей слушать сказку «Курочка Ряба». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
2 |
«В гостях у сказки «Курочка Ряба»» Дыхательная гимнастика «Насосик» Упражнение на звукоподражание «Мышка» Повторение сказки «Курочка Ряба» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
3 |
«В гостях у сказки «Курочка Ряба»» Дыхательная гимнастика «Говорилка» Артикуляционная гимнастика «Мышка» Продуктивная деятельность «Раскрась яичко» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
4 |
«В гостях у сказки «Курочка Ряба»» Дыхательная гимнастика «Самолет» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Курочка Ряба» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
|
Ноябрь |
5 |
«В гостях у сказки «Репка»» Дыхательная гимнастика «Мышка и мишка» Артикуляционная гимнастика «Кошка» Р.н. сказки «Репка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Учить детей внимательно слушать сказку «Репка». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
6 |
«В гостях у сказки «Репка»» Дыхательная гимнастика «Ветерок» Артикуляционная гимнастика «Собачка» Повторение р.н. сказки «Репка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
7 |
«В гостях у сказки «Репка»» Дыхательная гимнастика «Курочки» Артикуляционная гимнастика «Внучка» Продуктивная деятельность «Слепим репку» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
8 |
«В гостях у сказки «Репка»» Дыхательная гимнастика «Пчёлка» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Репка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
|
Декабрь |
9 |
«В гостях у сказки «Колобок»» Дыхательная гимнастика «Лети, пёрышко» Артикуляционная гимнастика «Бам-бам» Р. н. сказки «Колобок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Учить детей внимательно слушать сказку «Колобок». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
10 |
«В гостях у сказки «Колобок»» Дыхательная гимнастика «Снежинки» Пальчиковая гимнастика «Зайка» Повторение р.н. сказки «Колобок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
11 |
«В гостях у сказки «Колобок»» Дыхательная гимнастика «Паровоз» Упражнение на звукоподражание «Пчела» Продуктивная деятельность «Раскрась колобка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
12 |
«В гостях у сказки «Колобок»» Дыхательная гимнастика «Шарик сдувается» Театрально-игровая деятельность: показ р.н. сказки «Колобок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
|
Январь |
13 |
«В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»» Дыхательная гимнастика «Идет Мишка» Пальчиковая гимнастика «Волк» Р. н. сказки «Волк и семеро козлят» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. Учить детей внимательно слушать сказку «Волк и семеро козлят». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
14 |
«В гостях у сказки «Волк и семеро козлят» Дыхательная гимнастика «Подсолнух» Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогатая…» Повторение р.н. сказки «Волк и семеро козлят» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
15 |
«В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»» Дыхательная гимнастика «Кошка» Упражнение на звукоподражание «Козлята» Продуктивная деятельность: «Спрячь козленка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
Февраль |
16 |
«В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»» Дыхательная гимнастика «Петушок» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Волк и семеро козлят» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
17 |
«В гостях у сказки «Три медведя»» Дыхательная гимнастика «Ёжик» Упражнение на звукоподражание «Динь-дон» Сказка «Три медведя» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Учить детей внимательно слушать сказку «Три медведя». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
18 |
«В гостях у сказки «Три медведя»» Дыхательная гимнастика «Ушки» Артикуляционная гимнастика «Чайник» Повторение сказки «Три медведя» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
19 |
«В гостях у сказки «Три медведя»» Дыхательная гимнастика «Дровосек» Упражнение на звукоподражание «Мишка» Продуктивная деятельность: «Раскрась мишку» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
Март |
20 |
«В гостях у сказки «Три медведя»» Дыхательная гимнастика «Пушок» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Три медведя» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
21 |
«В гостях у сказки «Маша и медведь»» Дыхательная гимнастика «Летят мячи» Упражнение на звукоподражание «Сова» Сказка «Маша и медведь» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Учить детей внимательно слушать сказку «Маша и медведь». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
22 |
«В гостях у сказки «Маша и медведь»» Дыхательная гимнастика «Комар» Упражнение на звукоподражание «Ёж» Повторение сказки «Маша и медведь» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
23 |
«В гостях у сказки «Маша и медведь»» Дыхательная гимнастика «Вертушка» Артикуляционная гимнастика «Му-му» Продуктивная деятельность: «Слепи пирожок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
24 |
«В гостях у сказки «Маша и медведь»» Дыхательная гимнастика «Бабочка» Пальчиковая гимнастика «Овечка» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Маша и медведь» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
|
Апрель |
25 |
«В гостях у сказки «Теремок»» Дыхательная гимнастика «Каша кипит» Артикуляционная гимнастика «Молоточек» Сказка «Теремок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Учить детей внимательно слушать сказку «Теремок». Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
26 |
«В гостях у сказки «Теремок»» Дыхательная гимнастика «Цветочек» Упражнение на звукоподражание «Ку-ка-ре-ку» Повторение сказки «Теремок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо, быстро и медленно. Развивать познавательно-речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей. |
|
27 |
«В гостях у сказки «Теремок»» Дыхательная гимнастика «Песенка ветра» Артикуляционная гимнастика «Труба» Продуктивная деятельность: «Раскрась теремок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. |
|
28 |
«В гостях у сказки «Теремок»» Дыхательная гимнастика «Одуванчик» Артикуляционная гимнастика «Часики» Театрально-игровая деятельность: показ сказки «Теремок» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Побуждать детей рассказывать сказку со звукоподражанием и имитацией движений героев. |
|
Май |
29 |
«Герои любимых сказок» Дыхательная гимнастика «Греем руки» Пальчиковая игра «Самолет» Игра «Из какой сказки мишка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев. Закрепить звукоподражательные умения детей, вызвать положительный эмоции, побуждать самостоятельно рассказывать отрывки из р.н. сказок. |
30 |
«Герои любимых сказок» Дыхательная гимнастика «Пружинка» Артикуляционная гимнастика «Змейка» Игра «Из какой сказки волк» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Закрепить звукоподражательные умения детей, вызвать положительный эмоции, побуждать самостоятельно рассказывать отрывки из р.н. сказок. |
|
31 |
«Герои любимых сказок» Дыхательная гимнастика «Бабочки» Артикуляционная гимнастика «Лягушка и слоник» Игра «Из какой сказки зайка» |
Развивать и совершенствовать речевое дыхание в процессе произношения текста. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат, подвижность речевых органов. Закрепить звукоподражательные умения детей, вызвать положительные эмоции, побуждать самостоятельно рассказывать отрывки из р.н. сказок. |
|
32 |
Контрольное занятие |
Уровень развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания Умение выполнять пальчиковую гимнастику. Знание героев сказок. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»