"Развивай-ка"
Программа направлена на развитие мелкой мускулатуры рук детей 5-6 лет.
За основу написания Программы использованы развивающие тетради С. Е. Гаврилиной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербиниой «Готовим руку к письму», Т. С. Голубиной «Чему научит клеточка», К. В. Шевелева «Упражнения и тесты в клеточках».
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий.
Цель: создание условий для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
Задачи обучающие:
- Учить детей правильно держать карандаш, ориентироваться на клетке, листе бумаги, регулировать силу нажима карандаша.
- Учить детей разным видам штриховки.
- Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, рисовать по клеткам;
- учить детей обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
- Учить детей описывать свои действия словами.
Задачи развивающие:
- Побуждать соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
- Совершенствовать навыки работы с ножницами.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
- Развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторные координации, терпение, усердие, усидчивость.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задание до конца; самостоятельность в выполнении заданий, настойчивость в преодолении препятствий.
- Воспитывать старательность, аккуратность, навыки правильной посадки при письме.
- Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
- ориентироваться на листе;
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку,
- четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии);
- копировать сложные сочетания извилистых линий;
- рисовать по клеткам.
Программа занятий
Тема |
Цели |
||
Октябрь |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Рисование точек. Работа в тетради в крупную клетку: «Иду по следу», «Окно», «Найди уголочки и поставь точки» Пальчиковая гимнастика «Замок» Выкладывание из палочек дома с заданным количеством этажей; Физкультминутка «Как живёшь?» Задание в тетради на печатной основе: «Раскрась песочницу», «Раскрась картинку». Раскрась и выстриги лист берёзы. |
Вводное 1. Познакомить детей с тетрадью в крупную клетку. 2. Научить ориентироваться в крупной клетке с помощью точек. 3. Учить ориентироваться на листе бумаги. 4. Развивать общую и мелкую моторику. 5. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания не выезжая за контур. |
2 |
Рисование точек. Пальчиковая гимнастика «Замок». Работа в тетради в крупную клетку: «Цепочка», «Раздели клеточку», «Узоры из точек». Упражнение для глаз «Зигзаг». Зрительный диктант из счетных палочек. Задание в тетради на печатной основе: «Рисуем по стрелочкам», «Узнай предмет внутри клетки» Раскрашивание и выстригание дубового листа. |
1. Продолжить знакомить детей с тетрадью в крупную клетку. 2. Учить ориентироваться в клетке. 3. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе. 4. Развивать зрительную память, руку. 5. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания. 6. Упражнять в работе со счетными палочками. |
|
3 |
Рисование коротких вертикальных линий. Пальчиковая гимнастика «Вертушка» Зрительный диктант с использованием счетных палочек. Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй палочку», «Палочка - точка», «Узор из палочек». Задание в тетради на печатной основе: «Назови предметы которые ты нарисовал внутри клеточки», «Волшебная клетка». Раскрашивание и выстригание кленового листа. |
1. Учить рисовать короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно. 2. Развивать глазомер, силу нажима карандаша. 3. Продолжать учить ориентироваться внутри клетки по стрелочкам. 4. Упражнять в вырезании и раскрашивании. |
|
4 |
Рисование длинных вертикальных линий. Работа в тетради в крупную клетку: «Забор», «Длинная - короткая», «Палочка -точка». Пальчиковая гимнастика «Поднимаем пальчики». Упражнение «Гриб боровик» (штриховка гриба в одном направлении). Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такую же ёлочку» Раскрашивание и выстригание рябинового листа. |
1. Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно. 2. Развивать тонкую моторику, зрительную память. 3. Познакомить детей со штриховкой. 4. Отрабатывать навыки вырезания и раскрашивания. |
|
Ноябрь |
5 |
Рисование наклонных линий. Пальчиковая гимнастика «Дождь». Работа в тетради в крупную клетку: «Наклонная линия», «Линия - точка», «Узор». Массаж пальцев «Здравствуй осень» (перекатывание по столу карандаша по очереди двумя руками в такт стихотворению). Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же домик». Раскрашивание и выстригание снегиря. |
1.Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно. 2. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе. 3. Учить ориентироваться в плоскости листа. 4. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания. |
6 |
Рисование наклонных и вертикальных линий. Работа в тетради в крупную клетку: «Птичка», «Горка», «Узор». Пальчиковая гимнастика «Вышел, дождик погулять». Раскрашивание тучки в пределах контура и выстригание. Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же цветок» |
1. Закрепить умение рисования вертикальных наклонных линий. 2. Развивать тонкую моторику, зрительную память. 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги по точкам. 4. Упражнять в вырезании и раскрашивании. |
|
7 |
Рисование коротких горизонтальных линий. Пальчиковая гимнастика «На зарядку становись». Игра «Переход» (выкладывание перехода из палочек, учитывая расстояние между ними). Работа в тетради в крупную клетку: «Шагает карандаш», «Узор», «Шаг - точка». Гимнастика для глаз «Самолет летит». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же гриб». Раскрашивание и выстригание мухомора. |
1.Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно. 2.Развивать зрительное восприятие. 3. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе, рисуя по точкам. 4. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания. |
|
8 |
Рисование уголков. Игра «Птички хотят пить». Пальчиковая игра «Птички». Работа в тетради в крупную клетку: «Уголок вверху», «Уголок снизу», «Узор». Упражнение для глаз «Уголки». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй часы меньшего размера». Раскрашивание и выстригание сороки. |
1. Закрепить умение рисовать короткие горизонтальные и вертикальные линии. 2.Упражнять в работе с ножницами. 3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. |
|
Де кабрь |
9 |
Рисование коротких наклонных линий. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Мячик» (Катание ребристого карандаша между ладоней). Упражнение «Выгладим платочек» (сминание листа фольги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами). Работа в тетради в крупную клетку: «С уголка на уголок», «Узор», «Линия - точка». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй листок большего размера». Выстригание снежинки |
1. Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии. 2. Формировать нажим карандаша. 3. Развивать память и внимание. 4. Учить увеличивать рисунок. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
10 |
Рисование уголков. Пальчиковая гимнастика «Домик». Зрительный диктант из счетных палочек (уголки). Работа в тетради в крупную клетку: «Верхний угол», «Нижний угол», «Узор». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такого же верблюда». Раскрашивание и выстригание многоэтажного дома. |
1. Учить рисовать уголки по точкам и по образцу. 2. Закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий. 3. Развивать зрительное восприятие и зрительную память. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
11 |
Рисование уголков. Пальчиковая гимнастика «Обнималки». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй летучую мышь». Работа в тетради в крупную клетку: «Высокий уголок», «Высокий - низкий», «Узор». Выстригание и раскрашивание новогодней ёлки. |
1. Закрепить умение проведения горизонтальных и вертикальных линии. 2. Развивать координацию движений. 3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
12 |
Рисование горизонтальных и вертикальных линий. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Упражнение «Сделай веточки для белочки» (прорисовка веток к стволу дерева ). Работа в тетради в крупную клетку: «Узор», «Дорисуй…», «Зигзаг». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй предметы: светофор, машина». Раскрашивание и выстригание Деда Мороза. |
1. Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий. 2. Учить ориентироваться на плоскости листа. 3. Развивать глазомер. 4.Упражнять в аккуратном раскрашивании. |
|
Ян варь |
13 |
Рисование квадрата. Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький квадрат», «Большой квадрат», «Узор». Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня». Выполнение фигуры из счетных палочек «Машина». Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй таких же домашних животных». Раскрашивание и вырезание кошки. |
1. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий. 2. Развивать координацию движений; творческое воображение. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Упражнять в работе с ножницами. |
14 |
Рисование узора. Фигурка из палочек «Рожица». Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант» Прорисовка и выстригание узоров. |
1. Учить рисовать квадрат в две линии и ориентироваться в нем. 2. Формировать пространственно - временные представления. 3.Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
15 |
Рисование узора. Работа в тетради в крупную клетку: «Узоры». Выполнение узоров из счетных палочек. Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант». Пальчиковая гимнастика «Обнималки». Штриховка квадрата. Прорисовка и выстригание узоров. |
1.Закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор. 2. Учить штриховать в заданном направлении. 3.Развивать внимание и память. 4 . Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
16 |
Рисование длинных вертикальных линий. Работа в тетради в крупную клетку: «Вертикальная линия», «Узоры». Пальчиковая гимнастика «За ягодами». Упражнение «Ягодка-малинка» (штриховка малины в одном направлении). задание в тетради на печатной основе «Графический диктант». Самомассаж подушечек пальцев. Выстригание снежинок. |
1. Продолжать учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно. 2. Развивать тонкую моторику, зрительную память. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Упражнять в работе с ножницами. 5. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. |
|
Фев раль |
17 |
Рисование бордюра. Пальчиковая гимнастика «Подарки». Упражнение для глаз. Слуховой диктант. Работа в тетради в крупную клетку: «Бордюр», «Узор». Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант». Раскрашивание и выстригание рыбки. |
1. Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий. 2. Развивать воображение. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4.Упражнять в работе с ножницами. |
18 |
Фигура «Прямоугольник». Самомассаж ладоней и пальцев рук «Спицы» (Катание ребристого карандаша между ладоней). Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький прямоугольник», «Большой прямоугольник». Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй рыбку». Раскрашивание и выстригание цыплёнка. |
1. Учить рисовать прямоугольник. 2. Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4.Упражнять навыки работы с ножницами. |
|
19 |
Рисование по точкам. Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы». Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктику изображение с военной техникой раскрасить и выстричь). Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй солдата». |
1. Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. 2. Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. |
|
20 |
Рисование круга. Пальчиковая гимнастика «Колечки». Упражнение «Горошки» (большим и указательными пальцами брать горошины одну за другой и удерживать их в руке, набрав целую горсть). Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький круг», «Большой круг», «Узор». Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй цыпленка». Выстригание снеговика. |
1. Учить рисовать кружки по точкам и самостоятельно. 2. Закрепить навык проведения наклонных линий. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Совершенствовать навыки выстригания. |
|
Март |
21 |
Рисование по контуру. Пальчиковая гимнастика «Колечки». Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». Рисование по контуру сказочного героя. Раскрашивание и выстригание его. Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй гриб и ежа». |
1. Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, точных и координированных движений пальцами рук. 2. Побуждать выполнять задания в тетради. 3. Упражнять в силе нажима карандаша, работе с ножницами. |
22 |
Рисование узора. Игра «Сушка фруктов». Пальчиковая гимнастика «Колечки». Работа в тетради в крупную клетку «Узоры» Упражнение для глаз большие и маленькие фрукты. Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй человека и велосипед». Выстригание узоров. |
1. Учить рисовать узоры из вертикальных и горизонтальных линий. 2. Продолжать учить дорисовывать предметы, ориентируясь на листе бумаги. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Совершенствовать работу с ножницами. |
|
23 |
Рисование круглых предметов. Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй круг», «Узор», «Цепочка». Зрительный диктант. Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй картинку: дом и кошка». Выстригание клубка. |
1. Закрепить умение рисовать круг. 2. Учить внимательно, рассматривать и сравнивать изображения. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Упражнять в работе с ножницами. |
|
24 |
Рисование предметов из круга. Самомассаж кистей и пальцев рук. Работа в тетради в крупную клетку: «Гусеница», «Неваляшка», «Клубок». Зрительный диктант. Задание в тетради на печатной основе «Составь кораблик» Раскрашивание и выстригание цветов. |
1. Закрепить умение рисовать круги. 2. Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение. 3. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
Ап рель |
25 |
Рисование вертушек. Пальчиковая гимнастика «Шаги». Работа в тетради в крупную клетку: «Маленькая вертушка», «Большая вертушка». Зрительный диктант со счетными палочками. Задание в тетради на печатной основе «Собери танк». Выстригание танка. |
1. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий. 2. Развивать конструктивные навыки. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Совершенствовать работу с ножницами. |
26 |
Рисование ёлочек. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Работа в тетради в крупную клетку: «Маленькая ёлочка», «Большая ёлочка». Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек. Задание в тетради на печатной основе «Собери ракету». Раскрашивание и выстригание жука. |
1. Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий. 2. Побуждать выполнять задания в тетради. 3. Развивать внимательность, мелкую моторику руки. 4.Упражнять в работе с ножницами. |
|
27 |
Рисование треугольников. Самомассаж пальцев рук. Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький треугольник», «Большой треугольник», «Заштрихуй треугольник». Офтальмо тренаж «Жмурки». Зрительный диктант. Задание в тетради на печатной основе «Собери дворец» Раскрашивание и выстригание медведя. |
1. Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно. 2. Развивать конструктивные навыки. 3. Закрепить умение штриховать в заданном направлении. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
28 |
Рисование дуги. Пальчиковая гимнастика «Ванька-встанька». Работа в тетради в крупную клетку: «Верхняя дуга», «Нижняя дуга», «Узор». Упражнение для глаз. Задание в тетради на печатной основе «Собери фигуры». Раскрашивание и выстригание белки. |
1. Научить рисовать дугу. 2. Учить симметрично, воспроизводить предметы. 3. Развивать конструктивные навыки. 4. Побуждать выполнять задания в тетради. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
Май |
29 |
Рисование узоров из квадратов и кругов. Пальчиковая гимнастика «Собери палочки в корзинку». Работа в тетради в крупную клетку «Узоры». Упражнение для глаз «Зигзаги». Зрительный диктант Задание в тетради на печатной основе «Собери скворечник». Выстригание узоров. |
1. Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор. 2. Рисовать предметы из прямых и наклонных линий. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4. Упражнять в работе с ножницами. |
30 |
Рисование круга. Самомассаж пальцев рук. Работа в тетради в крупную клетку: «Круг», «Узоры». Упражнения для предупреждения зрительного переутомления. Слуховой диктант. Задание в тетради на печатной основе «Найди круг». Раскрашивание и выстригание бабочки. |
1. Закрепить навык рисования круга. 2. Развивать пространственную ориентацию. 3. Побуждать выполнять задания в тетради. 4.Продолжать учить ориентироваться в квадрате. 5. Упражнять в работе с ножницами. |
|
31 |
Рисование по точкам. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня». Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктику изображение). – Итоговые графические диктанты и упражнения. Выстригание рисунка. |
1. Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. 2. Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. 3. Закреплять умение работать с ножницами. |
|
32 |
Итоговые графические диктанты и упражнения. |
Итоговое. Мониторинг уровня знаний и умений детей. Графические диктанты |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»