"Развивай-ка"

Воспитатель высшей категории Иваницкая Елена Николаевна.
Воспитатель высшей категории
Иваницкая Елена Николаевна

Программа направлена на  развитие мелкой мускулатуры рук детей 5-6 лет.

За основу написания Программы использованы развивающие тетради С. Е. Гаврилиной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербиниой «Готовим руку к письму», Т. С. Голубиной «Чему научит клеточка», К. В. Шевелева «Упражнения и тесты в клеточках».

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий.

Цель: создание  условий для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Задачи обучающие:

  • Учить детей правильно держать карандаш, ориентироваться на клетке, листе бумаги, регулировать силу нажима карандаша.
  • Учить детей разным видам штриховки.
  • Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, рисовать по клеткам;
  • учить детей обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
  • Учить детей описывать свои действия словами.

Задачи развивающие:

  • Побуждать соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
  • Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  • Формировать  умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Развивать  способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
  •  Развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторные координации, терпение, усердие, усидчивость.
  • Развивать  мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задание до конца; самостоятельность в выполнении заданий, настойчивость в преодолении препятствий.
  • Воспитывать старательность, аккуратность, навыки правильной посадки при письме.
  • Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.

Ожидаемые результаты:

 Воспитанник будет знать:

 - правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

- ориентироваться на листе;

- правильно сидеть за столом во время письма;

 - правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку,

- четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии);

- копировать сложные сочетания извилистых линий;

- рисовать по клеткам.

Программа занятий

Тема

Цели

Октябрь

1

Инструктаж по технике безопасности.

Рисование точек.

Работа в тетради в крупную клетку: «Иду по следу», «Окно», «Найди уголочки и поставь точки»

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Выкладывание из палочек дома с заданным количеством этажей; Физкультминутка «Как живёшь?»

Задание в тетради на печатной основе: «Раскрась песочницу», «Раскрась картинку».

Раскрась и выстриги  лист берёзы.

Вводное

1. Познакомить детей с тетрадью в крупную клетку.

2. Научить ориентироваться в крупной клетке с помощью точек.

 3. Учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания не выезжая за контур.

2

Рисование точек.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Работа в тетради в крупную клетку: «Цепочка», «Раздели клеточку», «Узоры из точек».

Упражнение для глаз «Зигзаг».

Зрительный диктант из счетных палочек.

Задание в тетради на печатной основе: «Рисуем по стрелочкам», «Узнай предмет внутри клетки»

Раскрашивание и выстригание дубового листа.

1. Продолжить знакомить детей с тетрадью в крупную клетку.

 2. Учить ориентироваться в клетке.

3. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе.

 4. Развивать зрительную память, руку.

5. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания.

6. Упражнять в работе со счетными палочками.

3

Рисование коротких вертикальных линий.

Пальчиковая гимнастика «Вертушка»

Зрительный диктант с использованием счетных палочек.

Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй палочку», «Палочка - точка», «Узор из палочек».

Задание в тетради на печатной основе: «Назови предметы которые ты нарисовал внутри клеточки», «Волшебная клетка».

Раскрашивание и выстригание кленового листа.

1. Учить рисовать короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно.

2. Развивать глазомер, силу нажима карандаша.

3. Продолжать учить ориентироваться внутри клетки по стрелочкам.

4. Упражнять в вырезании и раскрашивании.

4

Рисование длинных вертикальных линий.

Работа в тетради в крупную клетку: «Забор», «Длинная - короткая», «Палочка -точка».

Пальчиковая гимнастика «Поднимаем пальчики».

Упражнение «Гриб боровик» (штриховка гриба в одном направлении).

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такую же ёлочку»

Раскрашивание и выстригание рябинового листа.

1. Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно.

2. Развивать тонкую моторику, зрительную память.

 3. Познакомить детей со штриховкой.

4. Отрабатывать навыки вырезания и раскрашивания.

Ноябрь

5

Рисование наклонных линий.

Пальчиковая гимнастика «Дождь».

Работа в тетради в крупную клетку: «Наклонная линия», «Линия - точка», «Узор».

Массаж пальцев «Здравствуй осень» (перекатывание по столу карандаша по очереди двумя руками в такт стихотворению).

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же домик».

Раскрашивание и выстригание снегиря.

1.Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно.

 2. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе.

 3. Учить ориентироваться в плоскости листа.

4. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания.

6

Рисование наклонных и вертикальных линий.

Работа в тетради в крупную клетку: «Птичка», «Горка», «Узор».

Пальчиковая гимнастика «Вышел, дождик погулять».

Раскрашивание тучки в пределах контура и выстригание.

 Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же цветок»

1. Закрепить умение рисования вертикальных наклонных линий.

 2. Развивать тонкую моторику, зрительную память.

 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги по точкам.

4. Упражнять в вырезании и раскрашивании.

7

Рисование коротких горизонтальных линий.

 Пальчиковая гимнастика «На зарядку становись».

Игра «Переход» (выкладывание перехода из палочек, учитывая расстояние между ними).

Работа в тетради в крупную клетку: «Шагает карандаш», «Узор», «Шаг - точка».

 Гимнастика для глаз «Самолет летит».

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такой же гриб».

Раскрашивание и выстригание мухомора.

1.Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно.

 2.Развивать зрительное восприятие.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради на печатной основе, рисуя по точкам.

4. Совершенствовать навыки вырезания и раскрашивания.

8

Рисование уголков.

Игра «Птички хотят пить».

Пальчиковая игра «Птички».

Работа в тетради в крупную клетку: «Уголок вверху», «Уголок снизу», «Узор».

Упражнение для глаз «Уголки».

 Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй часы меньшего размера».

Раскрашивание и выстригание сороки.

1. Закрепить умение рисовать короткие горизонтальные и вертикальные линии.

 2.Упражнять в работе с ножницами.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

Де

кабрь

9

Рисование коротких наклонных линий.

Самомассаж ладоней и пальцев рук «Мячик» (Катание ребристого карандаша между ладоней).

Упражнение «Выгладим платочек» (сминание листа фольги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами).

Работа в тетради в крупную клетку: «С уголка на уголок», «Узор», «Линия - точка».

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй листок большего размера».

Выстригание снежинки

1. Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии.

2. Формировать нажим карандаша.

3. Развивать память и внимание.

4. Учить увеличивать рисунок.

5. Упражнять в работе с ножницами.

10

Рисование уголков.

Пальчиковая гимнастика «Домик».

 Зрительный диктант из счетных палочек (уголки).

 Работа в тетради в крупную клетку: «Верхний угол», «Нижний угол», «Узор».

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй такого же верблюда».

Раскрашивание и выстригание многоэтажного дома.

1. Учить рисовать уголки по точкам и по образцу.

2. Закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий.

3. Развивать зрительное восприятие и зрительную память.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

11

Рисование уголков.

Пальчиковая гимнастика «Обнималки».

 Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй летучую мышь».

Работа в тетради в крупную клетку: «Высокий уголок», «Высокий - низкий», «Узор».

Выстригание и раскрашивание новогодней ёлки.

1. Закрепить умение проведения горизонтальных и вертикальных линии.

2. Развивать координацию движений.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

12

Рисование горизонтальных и вертикальных линий.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Упражнение «Сделай веточки для белочки» (прорисовка веток к  стволу дерева ).

Работа в тетради в крупную клетку: «Узор», «Дорисуй…», «Зигзаг».

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй предметы: светофор, машина».

Раскрашивание и выстригание Деда Мороза.

1. Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий.

2. Учить ориентироваться на плоскости листа.

 3. Развивать глазомер.

4.Упражнять в аккуратном раскрашивании.

Ян

варь

13

Рисование квадрата.

Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький квадрат», «Большой квадрат», «Узор».

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

 Выполнение фигуры из счетных палочек «Машина».

Задание в тетради на печатной основе «Нарисуй таких же домашних животных».

Раскрашивание и вырезание кошки.

1. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий.

2. Развивать координацию движений; творческое воображение.

3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Упражнять в работе с ножницами.

14

Рисование узора.

Фигурка из палочек «Рожица».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант»

Прорисовка и выстригание узоров.

1. Учить рисовать квадрат в две линии и ориентироваться в нем.

2. Формировать пространственно - временные представления.

3.Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

15

Рисование узора.

Работа в тетради в крупную клетку: «Узоры».

Выполнение узоров из счетных палочек.

Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант».

Пальчиковая гимнастика «Обнималки».

Штриховка квадрата.

Прорисовка и выстригание узоров.

1.Закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор.

 2. Учить штриховать в заданном направлении.

 3.Развивать внимание и память.

4 . Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

16

Рисование длинных вертикальных линий.

Работа в тетради в крупную клетку: «Вертикальная линия», «Узоры».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Упражнение «Ягодка-малинка» (штриховка малины в одном направлении).

задание в тетради на печатной основе «Графический диктант».

 Самомассаж подушечек пальцев.

Выстригание снежинок.

1. Продолжать учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно.

 2. Развивать тонкую моторику, зрительную память.

3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Упражнять в работе с ножницами.

5. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Фев

раль

17

Рисование бордюра.

 Пальчиковая гимнастика «Подарки».

Упражнение для глаз.

Слуховой диктант.

Работа в тетради в крупную клетку: «Бордюр», «Узор».

Задание в тетради на печатной основе «Графический диктант».

Раскрашивание и выстригание рыбки.

1. Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий.

2. Развивать воображение.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4.Упражнять в работе с ножницами.

18

Фигура «Прямоугольник».

 Самомассаж ладоней и пальцев рук «Спицы» (Катание ребристого карандаша между ладоней).

Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький прямоугольник», «Большой прямоугольник».

Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй рыбку».

Раскрашивание и выстригание цыплёнка.

1. Учить рисовать прямоугольник.

2. Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение.

3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4.Упражнять навыки работы с ножницами.

19

Рисование по точкам.

 Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы».

Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктику изображение с военной техникой раскрасить и выстричь).

 Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй солдата».

1. Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

2. Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура.

3. Побуждать выполнять задания в тетради.

20

Рисование круга.

Пальчиковая гимнастика «Колечки».

 Упражнение «Горошки» (большим и указательными пальцами брать горошины одну за другой и удерживать их в руке, набрав целую горсть).

Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький круг», «Большой круг», «Узор».

Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй цыпленка».

Выстригание снеговика.

1. Учить рисовать кружки по точкам и самостоятельно.

2. Закрепить навык проведения наклонных линий.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Совершенствовать навыки выстригания.

Март

21

Рисование по контуру.

Пальчиковая гимнастика «Колечки».

Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш».

 Рисование по контуру сказочного героя. Раскрашивание и выстригание его.

Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй гриб и ежа».

1. Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, точных и координированных движений пальцами рук.

2. Побуждать выполнять задания в тетради.

3. Упражнять в силе нажима карандаша, работе с ножницами.

22

Рисование узора.

Игра «Сушка фруктов».

Пальчиковая гимнастика «Колечки».

 Работа в тетради в крупную клетку «Узоры»

Упражнение для глаз большие и маленькие фрукты.

Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй человека и велосипед».

Выстригание узоров.

1. Учить рисовать узоры из вертикальных и горизонтальных линий.

2. Продолжать учить дорисовывать предметы, ориентируясь на листе бумаги.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Совершенствовать работу с ножницами.

23

Рисование круглых предметов.

 Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй круг», «Узор», «Цепочка».

Зрительный диктант.

Задание в тетради на печатной основе «Дорисуй картинку: дом и кошка».

Выстригание клубка.

1. Закрепить умение рисовать круг.

2. Учить внимательно, рассматривать и сравнивать изображения.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Упражнять в работе с ножницами.

24

Рисование предметов из круга.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

 Работа в тетради в крупную клетку: «Гусеница», «Неваляшка», «Клубок».

Зрительный диктант.

 Задание в тетради на печатной основе «Составь кораблик»

Раскрашивание и выстригание цветов.

1. Закрепить умение рисовать круги.

 2. Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение.

 3. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

Ап

рель

25

Рисование вертушек.

Пальчиковая гимнастика «Шаги».

Работа в тетради в крупную клетку: «Маленькая вертушка», «Большая вертушка».

Зрительный диктант со счетными палочками.

Задание в тетради на печатной основе «Собери танк».

Выстригание танка.

1. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий.

 2. Развивать конструктивные навыки.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Совершенствовать работу с ножницами.

26

 Рисование ёлочек. 

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

 Работа в тетради в крупную клетку: «Маленькая ёлочка», «Большая ёлочка».

Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек.

Задание в тетради на печатной основе «Собери ракету».

Раскрашивание и выстригание жука.

1. Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий.

 2. Побуждать выполнять задания в тетради.

3. Развивать внимательность, мелкую моторику руки.

4.Упражнять в работе с ножницами.

27

Рисование треугольников.

Самомассаж пальцев рук.

Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький треугольник», «Большой треугольник», «Заштрихуй треугольник».

 Офтальмо тренаж «Жмурки».

Зрительный диктант.

 Задание в тетради на печатной основе «Собери дворец»

Раскрашивание и выстригание медведя.

1. Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно.

 2. Развивать конструктивные навыки.

3. Закрепить умение штриховать в заданном направлении.

4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

28

Рисование   дуги.

Пальчиковая гимнастика «Ванька-встанька».

Работа в тетради в крупную клетку: «Верхняя дуга», «Нижняя дуга», «Узор».

Упражнение для глаз.

Задание в тетради на печатной основе «Собери фигуры».

Раскрашивание и выстригание белки.

1. Научить рисовать дугу.

 2. Учить симметрично, воспроизводить предметы.

3.  Развивать конструктивные навыки.

 4. Побуждать выполнять задания в тетради.

5. Упражнять в работе с ножницами.

Май

29

Рисование узоров из квадратов и кругов.

Пальчиковая гимнастика «Собери палочки в корзинку».

Работа в тетради в крупную клетку «Узоры».

Упражнение для глаз «Зигзаги».

Зрительный диктант

Задание в тетради на печатной основе «Собери скворечник».

Выстригание узоров.

1. Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор.

2. Рисовать предметы из прямых и наклонных линий.

 3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4. Упражнять в работе с ножницами.

30

Рисование круга.

Самомассаж пальцев рук.

 Работа в тетради в крупную клетку: «Круг», «Узоры».

Упражнения для предупреждения зрительного переутомления.

Слуховой диктант.

 Задание в тетради на печатной основе «Найди круг».

Раскрашивание и выстригание бабочки.

1. Закрепить навык рисования круга.

 2. Развивать пространственную ориентацию.

3. Побуждать выполнять задания в тетради.

4.Продолжать учить ориентироваться в квадрате.

5. Упражнять в работе с ножницами.

31

Рисование по точкам.

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

Упражнение «Соедини точки» (обвести по пунктику изображение). –

Итоговые графические диктанты и упражнения.

Выстригание рисунка.

1. Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

2. Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

3. Закреплять умение работать с ножницами.

32

Итоговые графические диктанты и упражнения.

Итоговое.

Мониторинг уровня знаний и умений детей.

Графические диктанты

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie