"Умелый карандаш"
Программа направлена на развитие мелкой мускулатуры рук детей 5-6 лет.
Программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность.
Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
Задачи обучающие:
- Учить детей правильно держать карандаш, ориентироваться на клетке, листе бумаги, регулировать силу нажима карандаша.
- Учить детей разным видам штриховки.
- Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, рисовать по клеткам;
- Учить детей обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
- Учить детей описывать свои действия словами.
Задачи развивающие:
- Побуждать соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
- Развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторные координации, терпение, усердие, усидчивость.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задание до конца; самостоятельность в выполнении заданий, настойчивость в преодолении препятствий.
- Воспитывать старательность, аккуратность, навыки правильной посадки при письме.
- Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.
Воспитанник будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
- ориентироваться на листе;
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку,
- копировать сложные сочетания извилистых линий;
- рисовать по клеткам.
Программа занятий
№ п/п |
Тема, цель |
Содержание |
Материалы |
НОЯБРЬ |
|||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. «Домашние птицы» Продолжать учить детей действовать по словесной инструкции воспитателя, работать над развитием мелкой моторики. |
- Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок и курочка». - Выкладывание из геометрических фигур «Птичка» - Работа в тетради в крупную клетку: «Иду по следу», «Окно», «Найди уголочки и поставь точки» - Рисование пластилином с использованием крупы «Цыпленок» |
Пластилин, картон, крупа, геометрические фигуры, тетрадь в крупную клетку |
2 |
«Животные жарких стран» Совершенствовать графические навыки. |
- Пальчиковая гимнастика "В жарких странах" - Работа в тетради в крупную клетку: «Цепочка», «Раздели клеточку», «Узоры из точек». - Раскрашивание животных жарких стран |
Раскраска, цветные карандаши, тетрадь в крупную клетку |
3 |
«Животные севера» Продолжать учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими заданную фигуру. Развивать зрительномоторную координацию, умение соблюдать направление линии. |
- Пальчиковая гимнастика ««Животные севера» - Обведение изображения по точкам - Штриховка тюленя - Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй палочку», «Палочка - точка», «Узор из палочек». |
Раскраска «Тюлень», простой карандаш, тетрадь в крупную клетку |
4 |
«Белые медведи» Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать координацию движений руки. |
- Пальчиковая гимнастика «Животные севера» - Работа в тетради в крупную клетку: «Забор», «Длинная - короткая», «Палочка -точка». - Обведение трафарета медведя. - Работа с ватой и клеем и восковыми мелками. |
Картон, трафарет медведя, вата, клей, восковые мелки, тетрадь в крупную клетку |
ДЕКАБРЬ |
|||
5 |
«Зимние развлечения» Уточнить знание геометрических форм, развивать интерес к графическим упражнениям. |
- Пальчиковые игры и упражнения - Выкладывание санок из счетных палочек и геометрических фигур. - Обведение по контуру, раскрашивание. |
Загадки о зимних видах спорта, счетные палочки, геометрические фигуры, заготовки для графических упражнений, карандаши, тетрадь в крупную клетку |
6 |
«Зимушка - зима» Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, мышление, фантазию. Воспитывать аккуратность в работе с манкой, закреплять свойства манки. |
- Упражнение «Пальчики здороваются» - Работа в тетради в крупную клетку: «Наклонная линия», «Линия - точка», «Узор». - Рисование снеговика на манке. - Дорисовка узоров. |
Карточки с рисунком по пунктирам, простой карандаш, манка, тетрадь в крупную клетку |
7 |
«Снегирь» Совершенствовать графические умения. Развивать навык закрашивания в одном направлении, мелкую моторику пальцев рук. |
- Пальчиковые игры. - Работа в тетради в крупную клетку: «Птичка», «Горка», «Узор». - Соединение точек одной линией и раскрашивание «Снегирь» |
Пластилин, доски, стеки, силуэт птицы, тетрадь в крупную клетку |
8 |
«Новый год» Развивать ручную умелость, изобразительные движения в процессе выполнения упражнений. |
- Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка» - Фигурки из палочек «Ёлочка» - Работа в тетради в крупную клетку: «Шагает карандаш», «Узор», «Шаг - точка». - Обрывание «Игрушки для ёлочки» |
Счетные палочки, простой карандаш, раскраска новогодней елки, тетрадь в крупную клетку |
ЯНВАРЬ |
|||
9 |
«Профессии» Продолжать учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими заданную фигуру. Развивать зрительномоторную координацию. |
- Упражнения с су-джоком - Работа в тетради в крупную клетку: «Уголок вверху», «Уголок снизу», «Узор». - «Фармацевт» раскладывание фасоли и гороха пинцетом. - Дорисовка. Штриховка «Пожарный» |
Су-джок, простой карандаш, фасоль, гррох, пинцет, заготовки для штриховки, тетрадь в крупную клетку |
10 |
«Почта» Продолжать закреплять навык проведения фигурных линий по точкам без отрыва руки. |
- Пальчиковая гимнастика «Почтальон» - Работа в тетради в крупную клетку: «С уголка на уголок», «Узор», «Линия - точка». - Складывание из бумаги «Открытка», украшение самоклеящимся мелким декором - «Пишем письмо» (по точкам) |
Бумага для складывания конверта, распечатки с точечным рисунком, тетрадь в крупную клетку |
11 |
«Посуда» Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. |
- Пальчиковая гимнастика «Шалун» - Выкладывание из геометрических фигур и палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка). - Работа в тетради в крупную клетку: «Верхний угол», «Нижний угол», «Узор». - Дорисуй узор. |
Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, тетрадь в крупную клетку |
12 |
«Транспорт» Продолжать учить детей действовать по словесной инструкции воспитателя, работать над развитием мелкой моторики. |
- Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». - Работа в тетради в крупную клетку: «Высокий уголок», «Высокий - низкий», «Узор». - Из геометрических фигур «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». - Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить. |
Тетрадь, простой карандаш, счетные палочки, цветные карандаши, тетрадь в крупную клетку |
ФЕВРАЛЬ |
|||
13 |
«Бойцы-молодцы» Развитие ручной умелости, изобразительных движений в процессе выполнения упражнений. |
- Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы молодцы». - Выкладывание из геометрических фигур и палочек «Звезды», «Флажок». - Работа в тетради в крупную клетку: «Узор», «Дорисуй…», «Зигзаг». - Дорисовка узора. |
Cчетные палочки, фигуры, простой карандаш, тематическая заготовка для дорисовывания, тетрадь в крупную клетку |
14 |
«Защитники Отечества» Работать над развитием общей и мелкой моторики. |
- Пальчиковая гимнастика «Солдаты» - Из геометрических фигур и палочек «Танк» - Аппликация обрыванием «Танк» |
Бумажный силуэт танка, цветная бумага, клей, тетрадь в крупную клетку |
15 |
«Комнатные растения» Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы. |
- Пальчиковые игры - Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький квадрат», «Большой квадрат», «Узор». - Шерстяные нитки для выкладывания цветочка - Дорисовка узора |
Шерстяные нитки, простой карандаш, заготовка для дорисовки, тетрадь в крупную клетку |
16 |
«Ваза с цветами» Обучать согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук, стимуляции мышечной активности руки при выполнении упражнений. |
- Пальчиковая гимнастика «Цветы». - Самомассаж ладошек карандашом. - Работа в тетради в крупную клетку: «Узоры». - «Цветы». Рисование по точкам |
Картон, заготовки цветной бумаги, клей, тетрадь в крупную клетку |
МАРТ |
|||
17 |
«Мамин праздник» Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук, учить самоконтролю и самооценке. |
- Пальчиковая гимнастика «Мамочка». - Фигурки из палочек «Тюльпан». - Дорисовка узора. |
Счетные палочки, простой карандаш, заготовка для штриховки, тетрадь в крупную клетку |
18 |
«Чайная посуда» Продолжать формировать умение понимать и выполнять поставленную задачу, контролировать себя в процессе работы |
- Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду мыли» - «Чайный сервиз» - обводка трафарета чашек и раскрашивание их в произвольной форме. - Работа в тетради в крупную клетку: «Вертикальная линия», «Узоры». - «Цветной кувшин»- заполнение прозрачного кувшина цветными шариками смятой бумаги. |
Трафареты чашек, цветная бумага, кувшин, тетрадь в крупную клетку |
19 |
«Столовая посуда» Продолжать развивать ориентировочные умения на листе бумаги |
- Пальчиковые игры - Работа в тетради в крупную клетку: «Бордюр», «Узор». - Игра с горохом (выложить любую чайную посуду). - Дорисуй узор. |
Горох, заготовки для штриховки, простой карандаш, тетрадь в крупную клетку |
20 |
«Первоцветы» Продолжать развитие зрительного и пространственного восприятия, координацию в системе глазрука |
- Пальчиковые игры «Цветы» - Выкладывание из гороха подснежник. - Дорисуй узор. |
Горох, простой карандаш, заготовка для штриховки, тетрадь в крупную клетку |
21 |
«Космос» Продолжать обучать согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук, стимуляции мышечной активности руки при выполнении упражнений. |
- Игра ладонями. - Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький прямоугольник», «Большой прямоугольник». - Складывание из геометрических фигур «Звездочка», «Ракета». - Аппликация «Звездное небо». |
Геометрические фигуры, цветная бумага, тонированный лист, клей, кисти, тетрадь в крупную клетку |
АПРЕЛЬ |
|||
22 |
«Правила дорожного движения» Продолжать развивать ориентировочные умения на листе бумаги в клетку. |
- Пальчиковая гимнастика «Машины» - Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький круг», «Большой круг» - Рисование по клеткам «Жезл» - Штриховка «Светофор» |
Простой карандаш, заготовка для штриховки, тетрадь в крупную клетку |
23 |
«Насекомые» Развивать ручную умелость, изобразительные движения в процессе выполнения упражнений. |
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». - Работа в тетради в крупную клетку «Узоры» - Из геометрических фигур «Бабочка», «Жук». - Обвести по точкам рисунок «Комарик». |
Тетрадь, простой карандаш, геометрические фигуры, цветные карандаши, тетрадь в крупную клетку |
24 |
«Цветы» Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Развивать изобразительные и графические умения. |
- Пальчиковая гимнастика «Мак», «Хризантемы». - Работа в тетради в крупную клетку: «Нарисуй круг», «Узор», «Цепочка». - Из геометрических фигур «Кактус», «Ваза». - Обведи рисунок по точкам и раскрась. |
Тетрадь, простой карандаш, счетные палочки, цветные карандаши, тетрадь в крупную клетку |
25 |
«Моя Родина» Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, делить клетку по диагонали, проводить линию узора без отрыва руки |
- Пальчиковая гимнастика - Аппликация «Флаг России» - «Кремлевская стена» рисование на листе бумаги в клетку |
Простой карандаш, тетрадь, шаблоны российского триколора, тетрадь в крупную клетку |
МАЙ |
|||
26 |
«День Победы» Развивать моторику пальцев рук, изобразительные умения. |
- Пальчиковая игра «Салют» - Работа в тетради в крупную клетку: «Маленькая вертушка», «Большая вертушка». - Аппликация «Салют» из мятых салфеток |
Синий картон, цветные бумажные салфетки. клей, тетрадь в крупную клетку |
27 |
«Полевые работы» Учить аккуратности в работе с крупой, закреплять её свойства. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, мышление, фантазию. |
- Пальчиковая гимнастика - «Посев семян»: работа с крупой - Работа в тетради в крупную клетку: «Маленький треугольник», «Большой треугольник», - Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. |
Крупа, карандаши, заготовка для дорисовывания, тетрадь в крупную клетку |
28 |
Итоговые упражнения |
Итоговое. Мониторинг уровня умений детей. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»