"По дороге в школу"
Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Цель программы: оказание помощи детям старшего дошкольного возраста в подготовке руки к письму и сформированности определенных графических навыков для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
В ходе проведения занятий используются задания из тетради Т.А. Воробьевой «85 уроков для обучения письму» (серия «Готовимся к школе»).
Ожидаемые результаты:
- Дети умеют правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку.
- У детей хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма.
- Дети умеют проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые), проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
- Дети уверенно ориентируются на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывают элементы букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдают заданный наклон элементов.
Программа занятий
Сентябрь
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Повторение. |
|||
1. |
Инструктаж по технике безопасности Ориентировка на листе бумаги (наверху, внизу) Работа в прописи |
1.Познакомить детей с правила поведения на занятии, о безопасном использовании канцелярских принадлежностей. 2.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (наверху, внизу). 3. Расширять представления детей о пространственных отношениях. 4. Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. 5. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 6. закреплять умение проводить дугообразные линии, аккуратно закрашивать |
1.Соедини цифры по порядку. Что получилось? 2.Раскрась красным карандашом квадрат, который расположен вверху, а зеленым, который внизу. |
2. |
Ориентировка на листе бумаги (слева, справа) Работа в тетради в клетку |
1.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (слева, справа). 2. Расширять представления детей о пространственных отношениях. 3. Учить ориентироваться на плоскости листа. Познакомить с промежуточными направлениями. 4. Развивать навыки передвижения в заданном направлении с точкой отсчета от себя. 5. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу |
1.Нарисуй справа (слева) точно такую же фигуру по клеточкам. 2. Закрась справа только те геометрические фигуры, их которых нарисован зайчик. |
3. |
Ориентировка на листе бумаги (перед, за) Работа в прописи |
1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (перед, за). 2.Расширять представления детей о пространственных отношениях. 3. Формировать умение располагать предметы по словесным инструкциям педагога. 4.Упражнять в микроориентировке на листе бумаги. 5. закреплять умение раскрашивать картинки в соответствии с цифрами |
1.Напиши соседей чисел. 2. Раскрась пирамидку за коробкой синим цветом, перед коробкой – желтым. |
4. |
Ориентировка на листе бумаги (между, рядом) Работа в тетради в клетку |
1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений (между, рядом) 2.Расширять представления детей о пространственных отношениях. 3. Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. 4. Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги 5. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Сколько всего мячей? Раскрась мяч зелёным карандашом, который расположен между синим, и рядом с красным мячом. 2. Дорисуй между конфетами – тучку, рядом с тучкой - солнышко. |
Октябрь
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Обведение по контуру геометрических фигур |
|||
1. |
Обведение по контуру геометрических фигур Работа в прописи |
1. Учить детей работать с трафаретом, вспомнить знакомые геометрические фигуры, составлять сюжетные картинки. 2. Развивать у детей психические процессы, мелкую моторику пальцев рук. 3. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. 4. учить детей дорисовывать круги на картинках. Аккуратное закрашивание |
1. Работа с трафаретом. 2. Обведение по контуру геометрических фигур, составление сюжетной картинки. |
2. |
Обведение по контуру букв Работа в тетради в клетку |
1. Учить детей воссоздавать первую букву своего имени, обводить по контуру буквы. 2. Развивать психические процессы. 3.Воспитывать аккуратность, усидчивость. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Воссоздание первой буквы своего имени. 2. Обведение по контуру букв. |
3. |
Обведение по трафарету Работа в прописи |
1. Продолжать учить детей работать с трафаретом, составлять сюжетную картинку без помощи взрослого. 2. Развивать психические процессы. 3. Воспитывать аккуратное, правильное выполнение задания. 4. закреплять умение проводить непрерывные линии в круговом направлении |
1. Работа с трафаретом. 2. Составление сюжета при помощи трафарета. |
4. |
Обведение по контуру при помощи предметов- заместителей: стакан- круг; коробка- квадрат… Работа в тетради в клетку |
1. Учить детей пользоваться предметами - заместителями, показать схожесть контуров. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Воспитывать бережное отношение к предметам - заместителям. 4. Закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием. |
1.Знакомство с предметами -заместителями 2. Обведение по контуру при помощи предметов - заместителей |
Ноябрь
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Ознакомление с правилами штриховки |
|||
1. |
Штриховка слева на право Работа в прописи |
1.Учить детей штриховке в заданном направлении. 2.Развивать глазомер, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. 3.Упражнять в микроориентировке на листе бумаги. 4. закреплять умение обводить элементы букв и узоров, раскрашивать |
1. Игра «Дорисуй и заштрихуй». 2.Пальчиковая гимнастика. |
2. |
Штриховка сверху – вниз Работа в тетради в клетку |
1.Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении. 2. Расширять представления детей о штриховке. 3. Воспитывать аккуратность в работе. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Игра «Дорисуй и заштрихуй» 2. Пальчиковая гимнастика. |
3. |
Штриховка в разных направлениях Работа в прописи |
1. Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении. 2. Развитие зрительно - двигательной координации. 3. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. 4.закреплять умение обводить элементы букв и узоров, раскрашивать |
1. Игра «Дорисуй и заштрихуй. 2. Пальчиковая гимнастика. |
4. |
Штриховка полукругами Работа в тетради в клетку |
1. Продолжать учить детей штриховке в заданном направлении. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Воспитывать усидчивость. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1.Игра «Дорисуй и заштрихуй». 2.Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Ознакомление с рабочей строкой |
|||
1. |
Письмо короткой наклонной палочки с закруглением внизу Работа в прописи |
1.Учить детей писать короткую наклонную палочку с закруглением внизу. 2.Способствовать развитию мелкой моторики, глазомеру. 3. Воспитывать аккуратность в работе. 4.закреплять умение обводить линии различной направленности, без отрыва руки |
1. Отгадывание загадок. 2. Упражнение «Зонтик». |
2. |
Письмо длинной наклонной палочки с закруглением внизу Работа в тетради в клетку |
1.Учить писать длинную наклонную палочку с закруглением внизу. 2.Научить детей адекватно воспринимать оценку воспитателя. 3.Воспитывать усидчивость. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1.Отгадывание загадок. 2.Упражнение «Зонтик». |
3. |
Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху Работа в прописи |
1.Учить писать короткую наклонную палочку с закруглением вверху. 2. Продолжать учить участвовать в диалоге с воспитателем. 3. Воспитывать положительное отношение к работе. 4. дорисовать картинки, так чтобы они стали одинаковыми |
1. Отгадывание загадок. 2. Упражнение «Напиши верно». |
4. |
Письмо длинной наклонной палочки с закруглением вверху |
1.Учить писать длинную наклонную палочку с закруглением вверху. 2.Развивать способность к самооценке. 3. Воспитывать прилежность, трудолюбие. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Отгадывание загадок. 2. Упражнение «Напиши верно». |
Январь
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию |
|||
1. |
Рисование по клеточкам «Жираф» Работа в прописи |
1.Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. 2.Развивать зрительно-пространственное восприятие. 3.Воспитывать усидчивость, умение слушать воспитателя. 4. обвести по точкам и раскрасить |
1. Беседа по картинке. 2. Рисование по клеточкам |
2. |
Рисование по клеточкам «Утенок» Работа в тетради в клетку |
1.Учить понимать указания взрослого. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Беседа по картинке. 2.Рисование по клеточкам |
3. |
Рисование по клеточкам «Собака» Работа в прописи |
1.Учить четко выполнять указания взрослого. 2. Активизировать слуховое восприятие. 3. Воспитывать внимательность, умение выполнять учебную задачу. 4. обвести картинки по точкам и раскрасить |
1.Беседа по картинке. 2.Рисование по клеточкам. |
4. |
Рисование по клеточкам «Кошка» Работа в тетради в клетку |
1.Учить детей обводить клеточку, видеть ее. 2. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради. 3. Воспитывать старание, аккуратность. 4. обвести элементы букв и узоров |
1. Беседа по картинке. 2. Рисование по клеточкам . |
Февраль
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Обводка контурных предметов по точкам цветными карандашами |
|||
1. |
Обводка контурных предметов по точкам «Кран» Работа в прописи |
1.Учить детей обводить контур предмета по точкам. 2. Развивать умение производить точные движения цветными карандашами. 3.Воспитывать добросовестное отношение к работе. 4. обвести картинки по точкам |
1.Отгадывание загадок. 2. Упражнение «Строители» |
2. |
Обводка контурных предметов по точкам «Чаепитие» Работа в тетради в клетку |
1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам. 2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 3.Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Отгадывание загадок. 2. Упражнение «День рождения». |
3. |
Обводка контурных предметов по точкам «Грибы» Работа в прописи |
1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам. 2.Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. 3.Воспитывать усидчивость. 4. обвести элементы букв и узоров |
1.Отгадывание загадок. 2. Упражнение «Грибы». |
4. |
Обводка контурных предметов по точкам «Буратино» Работа в тетради |
1.Продолжать учить детей обводить контур по точкам. 2.Развивать психические процессы. 3. Воспитывать аккуратность в работе. 4. закреплять умение рисовать в рисовании фигур и элементов по образцу в соответствии с заданием |
1. Отгадывание загадок. 2.Упражнение «Друзья». |
Март
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Письмо элементов строчных и заглавных букв |
|||
1. |
Письмо элементов строчной, заглавной буквы своего имени. Работа в прописи |
1.Сформировать в памяти детей четкий зрительно-двигательный образ заглавной буквы своего имени; научить писать ее по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения. 2.Развить у детей фонематический слух, формировать умение звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму, учить использовать, основные мыслительные операции - анализ-синтез, сравнение, обобщение; закреплять правила посадки при письме, правила письма. 3.Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив. 4. заштриховать фигуры в указанном направлении ровными линиями |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Вспоминаем и проговариваем первую букву своего имени. 3. Придумываем слова на первую букву своего имени. |
2. |
Работа в прописи. |
1. Создать условия для закрепления умения писать заглавную и строчную буквы. 2. Содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности. 3. Воспитывать усидчивость, желание слушать воспитателя. |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя. 3. Работа в прописях. |
3. |
Работа на индивидуальных листах «Умные раскраски». |
1. развивать внимательность и усидчивость 2. закреплять умения и желание доводить начатое до конца 3. раскрасить картинку цветными карандашами в соответствии с цветовым заданием |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. внимательно слушаем задание, самостоятельно выполняем |
4. |
Работа в прописи. |
1. Закреплять навыки письма; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей. 2. Формировать навык самоконтроля, создать условия благоприятного психологического климата. 3. Воспитывать аккуратность в работе. |
1. Пальчиковая гимнастика. 2 Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя. 3. Работа в прописях. |
Апрель
№ |
Тема занятия |
Задачи: |
Задания |
Основные правила красивого письма |
|||
1. |
Изучение правила красивого письма (работа в прописи) |
1.Учить правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля. 2.Формировать навык обведения образца буквы (копировальный прием). 3. Воспитывать аккуратность в работе. |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя. 3. Работа в прописях |
2. |
Работа в тетрадях в клетку Графический диктант |
1.Закреплять умение прорисовывать узоры, элементы прописных букв, печатать буквы по образцу, соблюдать строчку, пропуск клеток. 2. закреплять умение написания графического диктанта |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Внимательно слушаем задание, отвечаем на вопросы воспитателя. 3. Работа в прописях |
3. |
Мониторинг |
1.Проверить знания, умения, приобретенные на занятиях. 2. Оценить уровень эффективности работы программы. |
1. Выполнение заданий |
4. |
День открытых дверей. |
1.Познакомить родителей с работой кружка «По дороге в школу». 2.Показать родителям, чему научились дети за год. 3.Создание праздничной обстановки и радостной атмосферы у детей. |
1. Чтение стихов. 2. Работа в тетрадях. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»